Ольга Ключарева (olgakl1971) wrote,
Ольга Ключарева
olgakl1971

Наконец-то, наконец-то

я обрела почву под ногами. Не под своими. С этим пока, слава тебе господи, всё в порядке:) Под ногами, если можно так выразиться, театра. Сценического искусства. Театра как места, куда приходят, чтобы на час-два о времени позабыть. Чтобы принимать и соучаствовать. А не отбывать.

Наконец-то я добралась до спектакля Алексея Девотченко, с которым дружу в Фейсбуке и в ЖЖ, спектакля уже далеко не нового, но (в этом убедилась)  живого. Живущего. Как и должно жить спектаклю. Во времени и обстоятельствах, которые меняются ежедневно. Я почувствовала органичное сосуществование трех векторов: актера, его действий в рамках заданного материалом и, как результат - право этого спектакля жить каждый вечер, начинаться, продолжаться и завершаться на глазах у зрителей. Зрителей разных. Конечно, а как же? Скажу даже больше: зритель, даже по сравнению со зрителем пары-тройки лет давности, стал сложнее. Развязнее, что ли… Он всё меньше внутренне готовит себя к театру. Это вообще (такая вот подготовка) становится неким анахронизмом, ненужным придатком, идиотизмом, который свойственен лишь бабушкам (так думают молодые).

Зритель и сюда пришел довольно в этом смысле традиционный. Что же? Пять минут спустя после начала прислушиваюсь, присматриваюсь… Всё! Зал - наш! Вот так вот надо уметь. И Алексей умеет. Он очень умный и глубокий человек. Он ценит своё мастерство и свою питерскую школу. Он ее взял в своё время и никому никогда не отдаст. И не отпустит.

На примере Девотченко отлично видно, как артист обращается с самим собой, с тем, что знает и умеет, с тем, что для него профессия. Алексей интеллигентен. А лишь по-настоящему интеллигентному актеру дан дар думать, мыслить на сцене, организуя увлекательнейший процесс на зрителе, приглашая и его следовать туда, в эти ассоциации и образы, которые ведь так соотносятся с сегодняшним.

Свой "Концерт для фортепиано с артистом" по мотивам произведений Саши Чёрного Девотченко играет о том, что "всегда". Всегда были, есть и будут люди и нравы, мало чем разнящиеся, несмотря на разные, там, эпохи, сломы-переломы. Он играет спектакль об этой такой разнообразной и талантливой, но такой безнадежно глуповатой и даже придурковатой местами стране, населенной всё тем же и теми же… За час перед нами - вот это всё. Как на ладони. Вот это "всегда". Бессменное. Безнадёжно бессменное.

Хочу ещё обязательно отметить неоспоримый факт прекрасной творческой формы Девотченко. Я знаю и чувствую (он бывает очень откровенен перед своими виртуальными друзьями), что бывают у него периоды не просто тяжелые, но, как кажется, совсем безнадежные и безрадостные. Вероятно, это и есть стимул.

Ещё Хлестаков в Александринке лет десять назад, несмотря на высокий класс в исполнении, не мог свидетельствовать о том, что мы могли бы увидеть годы спустя в "Саше Чёрном". Хотя возник "Саша Чёрный" гораздо раньше спектакля Фокина.  Хлестаков Девотченко был эпатажен. Местами - через край. Эксцентричность и гротесковость никуда не делись, но пришла и мудрость, и чувство меры. И свобода.

Мне очень по душе то, как Девотченко обращается с материалом. Бережно. Зная цену малейшему нюансу. В нюансах, в "чуть-чутях" (Станиславский) - вся соль. И хулиганство актёрское присутствует, и увлечение, и вовлеченность. И прекрасное чувство ритма и времени. Что еще зрителю нужно? Ведь зритель тоже, приходя в эту тесную коробочку (в театр), подсознательно хочет забыть, что он - в тесной пыльной коробочке, что он пришел пялиться час на какого-то человека, размахивающего руками… Он приходит не за этим. А чтобы, замедлив время, оказаться где-то ещё. В интересном месте и интересном времени. Вместе с артистом.

Вот такой театр ещё пока есть! И актёры, на которых нужно ходить. Это занятие увлекательное, а главное, полезное.

И ещё. Вот пример истинного и неравнодушного актёра-мыслителя, соучастника событий, но не приспособленца к обстоятельствам. Чем грешат нынешние лицедеи. За то и расплачиваются. Тем, что становятся никчемушными сериальными (и не только) амёбами или рассчитываются разменной, к сожалению, монетой - талантом с покровителями. На корпоративах. Да в кинце. Которое забудут уже завтра, сколько бы ни было вбухано туда бабла. Да мало ли ещё где расплачиваются, даже, до поры-до времени этого не подозревая. Эхх… Сходите на Девотченко, посмотрите, каким должен быть актёр. Призвание - штука дорогая, с ним умеючи надо:)

Tags: Актеры, Девотченко, Личность, Театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments