Ольга Ключарева (olgakl1971) wrote,
Ольга Ключарева
olgakl1971

Categories:

«Франкенштейн». Национальный Театр. Лондон.

Премьера спектакля известного кинорежиссера и постановщика массовых зрелищ Дэнни Бойла состоялась на сцене Национального Театра в Лондоне в 2011 году. Литературную адаптацию романа Мери Шелли осуществил Ник Диар. Спектакль оказался одним из центральных событий театрального мира Британии, а также, благодаря технологиям и принципам, которых придерживается данный театр в плане демонстрации работ — событием в современном мировом театральном процессе. Правила, разработанные менеджерским коллективом лондонского театра, вкратце, таковы: спектакль, создающийся в сжатые сроки, демонстрируется на зрителе, одновременно транслируется в кинотеатрах и записывается, затем подготавливаются титры на разных языках, и дальнейшая жизнь постановки продолжается сколь угодно долго, в записи, но по всему миру, на киноэкранах. Съёмка осуществляется незаметным для актёров образом — исключительно так, чтобы не оказывать влияние на творческий процесс, на ход живого действия.

Тогда же, в 2011 году, исполнители главный ролей Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер удостоились высокой награды — премии имени Лоуренса Оливье. Они реализуют в спектакле чрезвычайно интересную идею авторов и постановщиков: ежевечерне меняются ролями. Если Камбербэтч исполняет роль Создания, то Миллер играет Франкенштейна. На следующем спектакле Франкенштейн достаётся Камбербэтчу, а Создание — Миллеру. В этой трансформации, по словам режиссера, заключается и основная идея постановки, и сверхзадача, которую реализует спектакль: человек — уязвимое и несовершенное существо, которое способно и покорять самые невероятные высоты, и разрушать до основания абсолютно всё. Но и созидая, человек эгоистичен до крайности, ослеплён своими открытиями, и ослепление это сулит и ему, и созданному им неминуемую катастрофу.

Несмотря на то, что режиссер Денни Бойл сознательно решал постановку таким образом, чтобы оба исполнителя существовали практически в одном и том же рисунке (мизансцены, действия, акценты), оба первоклассных актёра решают своих героев индивидуально. Таким образом, идея ежевечерней смены образов получает дополнительный смысл, делает спектакль интереснейшим явлением. Зрители, которые следили за постановкой непосредственно в зале лондонского театра, приобретали билеты не только на другую версию, но и на последующие представления — в уже просмотренной трактовке.

Бенедикт Камбербэтч (российские зрители знают его, прежде всего, по сериалу ВВС «Шерлок») - актёр, удивительным образом сочетающий в своей творческой сути интеллект и непосредственность, внимание к мельчайшим подробностям и деталям и прекрасную технику, такт по отношению к партнёру и способность реализовывать в любой сцене собственные идеи до самого конца. Его Создание — чудовище, разрывающее плёнку своего дома-кокона, оказывается в мире, который принесет ему беды и который он сам будет беспощадно разрушать в ответ. Но пока он об этом ничего не знает, а лишь пытается двигаться. Инстинкты, которые диктуют ему, что нужно действовать, управляют им. Сцена, которая занимает в спектакле продолжительное время, рассказывает нам не только о персонаже, но и об актёре, виртуозно владеющем телом, в подробностях передающем состояние существа в момент рождения. Многие называют именно эту сцену в исполнении Камбербэтча открытой страничкой школы актёрского мастерства, что действительно так.

Чудовище, монстр, которого создал одержимый учёный, начинает не только ходить, но и говорить, обнаруживает способность учиться, а затем задавать вопросы, страдать от того, что не знает ответов. Чем больше Создание узнаёт, тем сильнее его мучения и ощущение безысходности. Камбербэтч передаёт все эти нюансы, эволюцию роста своего персонажа, точно и интересно. А учёный Виктор Франкенштейн в его исполнении — человек, с детской непосредственностью отзывающийся на свои собственные открытия. Осознание того, что, возможно, теперь он стал неким подобием бога или даже самим богом, что он повелевает жизнью, обрушивается на него словно камень со скалы. При этом он очень чувствителен и добр. Линия с Элизабет — его возлюбленной — выстроена актёром филигранно. Искреннее сочувствие этому познавшему больше, чем нужно, гению, ставшему, в конце концов, жертвой, - вот чего добивался артист от нас. Сочувствие к монстру — также основа в его работе над образом.

Джонни Ли Миллер играет Создание и Франкенштейна так, словно бросает резкие мазки и даже сгустки краски на холст, действует смело и с силой. Он и в Создании, и в Франкенштейне стремится подавлять и не терпит возражений. Его цель — занять пространство. И это совсем иной, нежели у его партнёра по спектаклю, подход — также очень интересный. Он менее динамичен, чем Камбербэтч, менее чувствителен, но зато властность, способность влиять, которые он демонстрирует через персонажей в своих работах, выходят у этого исполнителя на первый план. Это обеспечивает нужную степень конфликта между персонажами в исполнении партнёров — очень разных.

Постановка, строго хронометрированная по времени, безукоризненно выверенная по темпу и ритму, обнаруживает при этом прекрасные возможности для других исполнителей. Все без исключения актёрские работы великолепны, что случается сегодня очень редко, в особенности в спектаклях, собранных в сжатые сроки и где доминанта (как кажется) — на стороне двух основных героев. Не так, к счастью, оказалось здесь. С уверенностью можно говорить о полноценном актёрском ансамбле, о том, что ни одна, самая маленькая сцена не остаётся без смысловой нагрузки, а также о том, что оба артиста не делают никаких акцентов на значимости той или иной сцены для себя — они везде и со всеми работают с партнёрами подробно и внимательно.

Смотреть расписание показов спектакля в кинотеатрах можно здесь (Камбербэтч - Франкенштейн)

и здесь (Ли Миллер — Франкенштейн).

Там же можно посмотреть расписание показов этого и других спектаклей в разных городах.

Фото — из интернета. Никаких коммерческих целей не преследуется.




2.

3.




4.



5.



6.


Видео:
Tags: Камбербэтч, Личность, Театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments