Ольга Ключарева (olgakl1971) wrote,
Ольга Ключарева
olgakl1971

"Лондон. Время московское"

С пятого на десятое, перескакивая от начала к концу, от раздела к разделу, читаю издание, подготовленное Сергеем Николаевичем и  сделанное в издательстве АСТ. При участии, разумеется, разных спонсорских поддержек и прочего… К перекрестному "Году культур" (каковых "годов", во всяком случае, тут, у нас, что характерно, не ощущается почему-то практически никогда), с участием тусовки "СНОБа", а также с рассказами современных английских авторов. Задумка хорошая. Город Лондон и мотивы Диккенса в двух разделах книги - как основополагающая идея. Воплощение идеи - как водится у нас - на слабую "четверочку" с переходом на твердую "троечку". А кое-что из сочинений наших современных "монстров литературы" и "людей, определяющих сегодняшний день российской литературы", которые сочинили свои сочинения на мотивы диккенсовских мотивов, будь моя воля, я бы убрала совсем.

Еще. Просто отличный контраст. Лондон Пятигорского, например (моего любимого Александра Моисеевича - ироничного матерщинника и гения!), Лондон Чичваркина (свой винный магазин, посещаемые им уроки по приготовлению еды и гольф в свободное время; и ему скучно; и он предпочитает уйти сразу после игры, потому что скучно с ним и другим; и его мысли о возвращении - но только для того, чтобы сколотить какую-то идеальную, с его, Чичваркина, точки зрения, страну - мм-дааа...), Лондон иных богатых, которые, как мне думается (и это я увидела в очерках по их темам) - не счастливы. Они похожи на картон. Когда открываешь книгу на их темах, - почти физически ощущаешь, как воображаемое пространство переходит из трехмерного или даже более-чем трех-мерного в двух- и одномерное… Плоско и удивительно неинтересно все. Про их "пути-дороги", да про то, как они сюда приехали и чего они тут добились… Извините, пожалуйста.

Блистательный (о, не один год борюсь я с противоречиями моего восприятия этого человека: блистательные тексты и отталкивающие факторы поступков, поведения, внешности) очерк "Тайна Эдвина Друда" Дмитрия Быкова.  Бриллиант, а не разбор, чудо какое-то. О последнем, неоконченном произведении Диккенса. Более о разделе "Диккенс: Русское прочтение" сказать мне нечего. Просто не хочу. Извините, но потуги Лимонова, Кабакова, Панюшкина и других сделать "что-то подобное Диккенсу" настолько очевидны и так и остаются в ранге именно "потуг" - ничего больше, - что обойду это лучше, чтобы не ругаться. Но могу ошибаться. Извините еще раз.

А вот что тут ценно по-настоящему, ради чего эту книгу следовало бы купить непременно. Пятигорский. И это даже не его собственный очерк. Это запись за ним. За его прогулкой-экскурсией по Лондону, которую он проводит для своих друзей-рижан - издателей журнала Rigas Laiks (они и сохранили, и бережно передали нам не только эту "экскурсию", но и другие тексты: интервью, беседы, просто размышления вслух Пятигорского; они же и сделали о нем документальный фильм "Философ сбежал" - и это лучшее, что можно было сделать, чтобы все теперь узнали, кто же был Пятигорский). Улдис Тиронс - режиссер фильма "Философ сбежал - и Арнис Ритупс гуляют по Лондону. Точнее, бегают все время за ним. И не известно, куда ему вздумается побежать, в какой переулок увлечь своих молодых друзей - они каждую секунду наготове. Это ощущается в тексте. Несколько отрывков:

"Вот, нравятся домики? Я думаю, что по крайней мере один из братьев Адам умер от того, что переработал. Это были два маньяка. Не говоря о Лондоне, они заполнили половину Эдинбурга; они, конечно, получали огромные деньги, но дело было не столько в деньгах, сколько в одержимости, в маниакальном строительстве нового типа, строительстве богатых домов, в которых была этакая в высшей степени комфортабельная и по тем временам очень насыщенная жизнь: картины, музыка, великие европейские композиторы и пианисты останавливались в этих домах, давая домашние концерты для их владельцев, родичей и друзей".

"А посмотрите, какие прелестные здесь дома! Взгляните вот на тот и на следующий. Я хочу, чтобы ваши глаза к ним привыкли. Все - только Адамы. Или там парочка их учеников. А, кстати, вы знаете, почему в Англии везде два крана - отдельно для горячей, отдельно для холодной воды? Из-за классической английской тупости. А почему нужно менять? Папочка же мылся в такой ванне - и ничего. Я англичан за это люблю".

"- Скажите, а в Лондоне есть злачные места?
- На самом низком уровне - это кабаки и проститутки вокруг вокзала Кингс-Кросс. А скажем, Сохо - это уже более изысканное место. Я думаю, таких мест в Лондоне пятнадцать-двадцать. Игорные дома, разумеется, в основном неразрешенные. Лондонов очень много. Не говоря о том, что город имеет четыре официальных центра.
- А откуда вы все знаете о Лондоне?
- Ну, я же ходок. Лондон своими ногами исходил. Лондон - такой город, который почти не меняется. Сотни километров. Знаю его физически".

"- То есть для англичан это страшно важно - поговорить
- Необыкновенно. Как ни одной другой нации. Англичане, у которых вековая репутация сдержанных и молчаливых, - самые большие трепачи на свете. Они бывают молчаливыми только тогда, когда поговорить не с кем".


Цитаты заканчиваю тут набрасывать. Потому что все равно это нужно читать целиком!
Напоследок отмечу еще один классный очерк Юрия Голигорского "Sit Well Back and Relax"! Совсем коротенький рассказ, но очень ценный. Точный. Ощущения человека, который впервые оказывается в аэропорту Лондона, и первые люди, с которыми сталкивается, - таксисты. И как развивается ситуация. И что - потом… А надпись "Располагайтесь поудобней и расслабьтесь", выгравированная в лондонских кэбах, тут, в этом рассказике, - ключевой элемент. Хорошо!

Пожалуй, здесь же выложу и фильм "Философ сбежал", который все равно необходимо сохранить для памяти в своей собственной виртуальной видеобиблиотеке. Там и Лондон есть.

А про книгу еще… Да, это о Лондоне. Но рассказывают о нем далеко не все и далеко не те, кто мог бы и должен был бы. Но так у нас всегда!

Видео взято с канала PiatigorskyF
http://www.youtube.com/user/PiatigorskyF
где можно найти еще много ценнейших материалов.



Tags: Книги, Личность, Лондон, Рецензии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments