Ольга Ключарева (olgakl1971) wrote,
Ольга Ключарева
olgakl1971

Categories:

Наталья Анатольевна Крымова

img001-2.jpg

Вообще, как это сейчас, быть может, ни покажется странным, и, на первый взгляд, трудно соотносимым, но они были похожи ещё с одним гением профессии и педагогики. С В.Н. Левертовым. Казалось бы, абсолютные противоположности - а вот и нет. Они оба умели отстраняться от той "кучности", "коллективности", которые, несмотря на неизбежность и необходимость в любом сообществе, есть, в конце концов, тупиковая история. В "коллективе" - ненужная суета. Оценки и обсуждения (читай - сплетни, зависть, скука и беспокойство: как бы чего не вышло). И когда иные - отдыхали или решали свои личные дела, Левертов закрывал за собой дверь аудитории и часы напролёт искал, вскрывал, мучился и мучил, обнаруживал в самых тайных уголках душ студентов сокровенную, драгоценную, только собственную человеческую историю, помогал её сознать и дать ей абсолютную волю, а там уж... Там начиналась магия свободы!
Наталья Анатольевна всегда приходила ровно тогда, когда оставалась минута-две до начала занятий. Никогда не заходила в деканат, в административные комнаты какие-то... Только к своим студентам. Отстранённая, абсолютно независимая, дистанцируясь, держась при этом совершенно беспристрастно, она многим внушала страх, а некоторым - ужас. Только не мне! Ооо, я была уже стреляным воробьём (если интересно - вот, можно почитать: https://www.facebook.com/olga.asia/posts/10212085098988586) И ещё - я хотела к ней. Только, и исключительно - к ней! Если не к ней - с театром и с профессией, да и со всем прочим - всё!


1997 был очень странный год. Так случается. Как будто закрываются одни двери и открываются другие. В ГИТИС И.Н.Соловьёва и А.Ю.Соколянский меня не взяли в 96-м. И правильно. Слава богу.
Вызывают первой. Вхожу (сразу - абсолютное спокойствие!) Прекрасно помню очень внимательный и заинтересованный взгляд Н.С. Пивоваровой, Б.Н. Любимова (всегда очень доброжелательный, мягкий, интеллигентный человек, он располагал к свободному разговору) и с самого края стола - да она как-то ещё и отодвинулась от самого стола - Наталью Анатольевну. Она даже не смотрела ни на кого. Развернула газету "Культура" и читала.
Борис Николаевич говорит: "Наталья Анатольевна, вот ваша, первая". (Имел в виду, что это первый человек - потенциальный претендент на её курс). Наталья Анатольевна откладывает "Культуру". Очень пристально вглядывается. Более пристального взгляда я не помню. Прямо внутрь. И здесь сделаю отступление и приведу цитату очень точную. Ученик В.Н. Левертова Дмитрий Супонин: "Однажды на спектакле, на "Казни декабристов", я почувствовал спиной, что кто-то прямо выжигает меня: оборачиваюсь, смотрю и вижу лицо Натальи Анатольевны Крымовой и её глаза, как рентген: "Ну-ка, что ты играешь там, посмотрю". У меня первый импульс был - надо что-то сыграть этой женщине, а потом я вдруг вспомнил слова Владимира Наумовича - "уйдите в ноль", "ничего не играйте", "оставайтесь в ритме, но ничего не играйте", "просто услышьте". Я повернулся к ней - и вдруг на меня снизошёл такой покой, и я так спокойно посмотрел на неё, что она даже не поняла, ей даже стало интересно - а что происходит? - а я пошёл дальше по действию".

Этот покой, который снизошёл на Дмитрия, возник не только потому, что вовремя к нему пришла уверенность в верности решения идти по ситуации и в такт моменту. Это произошло ещё и потому, что Наталья Анатольевна, как никто, умела идти за мыслью, за человеком, за тем, что и кого она в данный момент перед собою видела. Она терпеть не могла пристроек, заискивания и подлаживания. Но очень ценила твою мысль, вопрос, желание разобраться не "как мне тут написать", а "что я упустил, о чём не сказал, куда мне идти дальше".
Она брала в руки твою незамысловатую и сырую учебную работу. Предварительно, дома, конечно, внимательно её изучив. И спрашивала, читал ли кто-нибудь эту работу ещё. На самом первом нашем занятии все, кто был в аудитории (а туда набились и студенты других курсов - в том числе и того, куда меня не взяли; всем же было любопытно, как пройдёт первое занятие патриарха театральной критики с этой набранной только что свежей зеленью) - все молчали. А она перед этим уже как следует разгромила несколько работ. И вот, в её руках - две моих. И все молчат. И она молчит. А потом она сказала о какой-то удивительной зрелости (!) этих работ. О том, что там есть очень интересные мысли. И о том, на какие мысли всё это навело её саму. "Я не знаю, как дальше сложатся наши с вами отношения, но эти работы получились очень хорошо и точно".

Ну, вот и всё. А дальше пошла жизнь как она есть. Полная, интересная, удивительная и совершенно безоглядная. Можно было ещё ухватить в театре отличные истории. (Сейчас - стойкая и заскорузлая рутина и вторичность.) И мы эти истории и людей - хватали. А она, как казалось со стороны, только наблюдала. Когда обсуждали работу - разговаривала с нами не на темы плюсов и минусов её, а, если, конечно, перспектива этой работы позволяла (что было мною понято лишь позже - Наталья Анатольевна шла от конкретики работы, от её перспективности, от того, что ещё можно было бы студенту поискать там, где он уже тронул почву!), шла дальше. Она не считала запятые, не тыкала пальцем в твой текст, где вполне могло одно не вязаться с другим. Она видела: если человек уже думает, уже мыслит, если у него есть багаж внутренней культуры и интуиции - надо только туда, дальше, его и направлять. Собственно, к самому себе.

И возвращаясь к Левертову. Я написала о нём работу. Она предложила. Она, как не многие его коллеги (и завистники), понимала - о чём его метод. Или отсутствие метода. Скорее, так. И о чём её "отсутствие метода" - тоже немногие поняли. Умерла Наталья Анатольевна - умерла театральная критика. Умер Владимир Наумович - умерла театральная педагогика. Это совершенно серьёзно. Потому что в том и в другом случае это была само- бытность.

Ну, а о других делах и вещах профессионального плана, конечно, ещё напишу! Это просто о людях, ничего больше...



img002-2.jpg



Tags: Личность, Обо мне
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments