Ольга Ключарева (olgakl1971) wrote,
Ольга Ключарева
olgakl1971

Categories:

В.Н.Левертов и книга к дате

IMG_3653.jpg

Самый выдающийся педагог ГИТИСа за всю его обозримую и для нас - вещественную, вспоминаемую, ощущающуюся нами на разных уровнях - историю, наконец, удостоен книги воспоминаний о себе. В своему юбилею - 90. Хотя ушёл в 67.

Часть 1.
Ни до него, ни после него, ни даже при нём самом (что прекрасно понимали и знали непосредственные свидетели) такого странного, пугающего своей открытостью, а самое главное - тем, что он делал со студентами и тем, в каком обезоруживающем, ясном, уникальном и живом качестве они вдруг раскрывались и представали перед изумлённой публикой и всем педагогическим составом вуза, человека, лидера там не было. Это сейчас, по прошествии уже более двадцати лет, всё сглаживается, и "мэтры" с удовольствием вспоминают то время. А тогда его эксперименты, его безоглядность и его бешеная энергия напрягали не на шутку. И всё как-то замалчивалось ("Ну, что ж, хорошие работы!", "Ну, что ж, ребята хорошо подготовились... Но... Причём тут Киршон? Зачем Киршон? Ну, раз ВладимНаумыч так захотел - давайте уважать"...), нивелировалось. В тишину, покой и заветное болотце уходило то, что необходимо было бы разобрать уже тогда, а не гораздо после - в книжке.

Это действительно было ни на что не похоже. Я могу выступить лишь слабым свидетелем: видела зачёт по мастерству то ли у второкурсников, то ли у третьекурсников, а потом - "Чудесный сплав". Всё остальное, сохранившееся лишь в очень скудном, к великому сожалению, качестве ("Три сестры", "Стеклянный зверинец", занятия с первокурсниками - этюды с предметами) - только в видеозаписях. Но - утверждаю! - явление Левертова - это совершенно будто бы даже невещественная история.

Что могу сказать и вспомнить - уже записала. Здесь можно почитать о зачёте по мастерству (там найдёте - если кому интересно и нужно).

А о "Чудесном сплаве" имеет смысл всё-таки отдельно. Но пока - вот видео...




Чтобы не загромождать пространство здесь - вынесу про спектакль в другой пост.

Его способ вырвать из человека самое сокровенное эмоциональное, забытое и затушёванное за "взрослостью" им самим - этот способ работы с актёром, а точней - с только начинающим вылупляться птенцом - подходил далеко не всем. Изначально не подходил. Так произошло, например, с Андреем Звягинцевым. По его интервью (а книга "Чудесный сплав Левертова" - преимущественно книга интервью, которые не слишком умело отретушированы в качестве "текстов и статей") очень ясно прослеживается, что в какой-то момент этот амбициозный будущий режиссёр решил идти своим путём, не "ломаться" эмоционально. И совершенно правильно сделал. Метод Левертова (сколь бы ни говорили об отсутствии у него метода) - в эмоциональной ломке. И мучительной ломке! Да. И если человек продирался с мучениями, в поисках искомого - всё вставало на свои места. Никто так, в такой степени, не проникал в головы и мысли своих будущих выпускников, которые потом, на четвёртом курсе, будут совершенно и без остатка погружаться в ситуацию и свободно чувствовать, сознавать бессознательно очарование этой ситуации. В этой его маниакальной увлечённости своими ребятами, в его готовности проводить с ними дни и ночи в буквальном смысле, кое-кому чудилась даже ненормальность. Но продиктовано это было, конечно, завистью...

Вновь, в который раз, не могу не сказать о Н.А.Крымовой, которая по отношению почти ко всем держала ощутимую дистанцию. Но думаю, что Левертов (хотя доподлинно мне это неизвестно) не мог не чувствовать и не понимать её внимания. В этом убедилась и я, когда написала о нём сырую свою учебную работу и показала ей. Она сказала: "Хорошо. Продолжайте дальше по Левертову, Оля. Имеет смысл!" И затянулась сигаретой. Я продолжаю, Наталья Анатольевна. Я продолжаю продумывать всё. Хотя и уходит время. Мы поступили в ГИТИС на следующий год после смерти Левертова, и всё ещё там было - его. А теперь всё по-другому.

Давайте - к книге!  Она, что вполне логично, разделена на разные тематические блоки.
И открывается блоком под названием "Коллеги". Первым номером идёт В.А.Андреев. Позволю сейчас себе отступление и очень нехорошие слова. Когда Наталья Анатольевна заболела и было уже ясно, что всё совершенно необратимо, я, после какого-то спектакля, ждала знакомую актрису на служебном Ермоловского. Вышла она и вышел Андреев. И мы двинулись вместе по улице. "Ну что? - с видом победителя вдруг вскинулся Андреев. - Бабушка-то ваша уже, говорят, того, двинулась умом?!"
Да, Владимир Алексеевич. Бабушка двинулась. Но и дедушка, судя уровню ваших "мыслей и воспоминаний", которые все перемешались и скачут как блохи в книжке, а люди, которые за вами эти мысли записали, боятся их отредактировать, уже бабушку почти догнал. Больше не догнал, конечно, ни в чём. Прошу прощения, но сказать об этом было всё-таки нужно. Такое бесследно проходить не должно!

 Следующий раздел книги - "Немного истории" - о юности Владимира Наумовича, о событиях, которыми поделились его друзья. Смысла пересказывать нет, смысл есть - читать. Хорошие воспоминания, много эпизодов, которые говорят о Левертове как о человеке открытом до предела ещё с самых ранних годов.

Следующий раздел - самый спорный. "Методологический". И тут мы остановимся. Продолжение - в следующей части.


IMG_4433.jpg

IMG_8393.jpg



Tags: ГИТИС, Личность, Театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments