Ольга Ключарева (olgakl1971) wrote,
Ольга Ключарева
olgakl1971

Category:

Юрий Арабов. Тезисы прошедшей встречи

unnamed.jpg

5 марта в интересном новом помещении "фоменок", где я ещё ни разу не была, прошла не менее интересная - а именно, считаю, уникальная встреча и разговор/монолог с Юрием Арабовым - человеком, с моей точки зрения, являющемся одним из самых выдающихся наших современников и одновременно - самым, пожалуй, скромным и незаметным из выдающихся современников - что вызывает к нему неизменное глубочайшее моё уважение. Он самый странный и парадоксальный, и - один из самых близких мне. Чем дальше по времени - тем больше. И дело не только в том (хотя и в этом тоже!), что у нас с ним день рождения 25 октября (хотя и с определённой разницей в годах). И город один у нас с ним общий любимый есть: Юрьев-Польский. (Скоро выложу свои репортажи здесь здесь по Юрьеву, а сейчас, в конце материала, дам ссылку отличный документальный фильм).

Пока доморощенные политологи пытаются определить место и значение новоявленных "политических деятелей", Юрий Николаевич определяет их "места" сходу и очень просто. Собчак, которой была изначально уготована роль "плохой девчонки", но никак не защитницы либеральных интересов и интересов слабых и угнетённых, проиграла именно поэтому. А Зеленский, которого ошибочно ассоциируют с учителем Голобородько и выведенного в рамках умелой пиар-акции в качестве лица со сходными чертами, хотя на самом деле это обыкновенный бизнесмен, очень состоятельный человек, практически магнат, - этот Зеленский занял свою нишу, продемонстрировав отнюдь не новую историю: вспомним Рейгана, Шварценеггера и других. Но этот абзац и этот тезис - далеко не всё, о чём шла речь. Более того. Об этом, конкретно, речь вообще почти не шла... Было - о другом.

"Мой творческий метод довольно прост. Полная обособленность. Ещё - довольно опасное раскачивание сознания. Но, тем не менее, необходимое раскачивание. Ещё - утро как самое продуктивное время". (Ставлю в кавычки, хотя за точность цитат не ручаюсь).

Он начал с типологии психотипов по Карлу Юнгу. Подчеркнул, что не перестаёт удивляться тому феномену, что Карл Юнг был фактически его современником. Коснулся тем, связанных с различными попытками определить бессознательное и "тонких невидимых миров", ноосферы по Вернадскому, прозрений Даниила Андреева. Перешёл к началу 70-х, когда, работая на киностудии и записавшись в трудовой книжке "рабочим", был тем чрезвычайно горд и одновременно наблюдал, как работают "великие". Он рассказал о любопытном эксперименте пермского психиатра Крохалёва, который, работая в психиатрической лечебнице, в какой-то момент решил попробовать снять на плёнку видения больных. Видения оказались видимыми. Как водится, пропал архив, а самого Крохалёва, кажется, всё-таки убили. (Кто? Юрий Николаевич, со свойственным ему талантом увлекать совершенно безоглядно, рассказывает о последнем телефонном разговоре Крохалёва с другом - и о том, как кто-то бывший рядом с Крохалёвым, отчётливо произнёс: "Тебе туда нельзя!")
Выводы, к которым нас, слушателей, подтолкнул Юрий Николаевич: скорее всего, то, о чём мы думаем, мы вначале "видим"; затем, когда мы это "видимое" перед собой осмысливаем, проговариваем или озвучиваем - это отражается и вновь становится независимым образом. Таким вот образом бесконечно и необратимо пополняется условная "ноосфера" или определяемое по-своему каждым, кто изучает и проникает в эту среду - но на самом деле является одним и тем же для всех нас.

Юрий Николаевич обращается к генеральским мемуарам Леонида Ивашова (его я читать не хочу и не могу именно по причине "генеральскости" сих мемуаров), и благодаря его сжатому и осмысленному пересказу мы понимаем: и в части подпольной секретной деятельности наших бывших (а, скорее всего, и нынешних) есть очень и очень много любопытного.

Он подводит к тому, что в методике творчества (если уж мы встаём на путь аргументирования и оперирования таковым понятием) рано или поздно человеку ищущему интуиция предлагает развилку: либо оставаться в материальном и ясном мире, либо попробовать шагнуть в бездну собственной абсолютной обособленности и, таким образом, увидеть не только собственный "тонкий мир", но те самые, отражённые уже кем-то или ещё "свободно гуляющие и ждущие своего часа" миры и образы, которые "раскачанное" сознание с готовностью принимает. Чем это может закончиться для неокрепшего сознания? Юрий Николаевич даёт ответ: один из его студентов после первого семестра был отчислен - ну, просто потому, что, воспользовавшись методикой Карлоса Кастанеды, о котором рассказал на занятиях Арабов, стал, забросив всё остальное в жизни, искать "места силы" и больше не занимался ничем другим.

Мне отнюдь не близка позиция Арабова всё на свете буквально подводить к религии, к христианской морали, к абсолютной "вере" во что-то. Нет. Вот это, на мой непросвещённый и отсталый взгляд, есть большое заблуждение. И этим - отчасти - объясняется некоторая дидактичность, время от времени просматривающаяся и в его высказываниях, и в его работах. Хотя, с другой стороны, он-то как раз внутренне и чужд дидактики, ибо его собственный путь, его собственной осмысление - сродни мужеству и безоглядности, скажем, философа В.М. Бибихина. Это - ДРУГОЕ. Но и оно, как и всё на свете, нуждается в облечении в слова. И вот тогда вступает в силу неизбежное интерпретаторство, с помощью которого сознание незрелое старается приспособить это к себе. Не потому ли Юрий Николаевич долго не соглашался преподавать? Однако дидактичность присутствует всё равно. -:)

Я перечитываю "Механику судьбы" и внутренне спорю с автором. Пересматриваю видео с его выступлениями и лекциями - и также внутренне почти всегда спорю. Меня повергает в совершенное уныние мысль о том, что на протяжении жизни у человека не меняется модель поведения. (А я думала, что и модель, и человек обновляются, и в этом и заключается перспектива жизни и бытия! Быть может, я, вопреки мнению Юрия Николаевича и вопреки выводам психологов и иных авторитетных специалистов, всё-таки не ошибаюсь?! "Вот я, например, - размышляет Арабов. - Такой же балбес, как и раньше!" Ну, что же с этим поделать! - это я уже размышляю. - Я - в точности так же).

"Я уже умирал от этой самой атипичной пневмонии. Году в 2008-2009-м. Это бесконечный баланс, в лихорадке и температуре, между мирами. Вот где простор для раскачивания сознания. И раскачивать ничего не надо!" "Я пишу, в основном, в стол!" "У меня есть опыт жизни без денег".   Он ничего не боится.

А в его сценарии нужно (и мы ещё будем) вчитываться. Даже не потому, что они экранизированы. Его сценариям с режиссёрами, в основном, не везло. Мы по другим причинам их ещё возьмём в руки.

Юрию Николаевичу - огромное спасибо. "Загрузили мы друг друга!", - сказал он, расставаясь. Удивительный человек. Дай бог ему здоровья.

Документальный фильм:






Tags: Личность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments