Ольга Ключарева (olgakl1971) wrote,
Ольга Ключарева
olgakl1971

Categories:

"- Всегда пожалуйста..."

Сегодня Первый канал покажет известную историю. На ней уже оттоптались все, кто мог, и теперь кому противно и кто все давно понимает, могут выйти во двор и слепить снеговика, а те, кто не видел, но слышал, как выходящие из кинотеатра крестились ("Ожил! Прям ожил!"), конечно, посмотрят. Не четыре серии пока, слава богу. Но все впереди... 

Там, на этом Первом канале, будет еще много чего. Например, передача Наташи Порывай про еду. И темку Высоцкого сюда, конечно, притянули. А чего теряться-то? Народ скушает. Колбаску будут резать под нерезочку из эпизодов фильмов. И гуляем!

Вечером же начнется "Спасибо, что живой". Название, говорите, противоречивое? Да вы не думайте! Смотрите, как похож! Говорите, голова существует будто отдельно от тела? Да ну! Вы придираетесь! Миллионы вбуханы в иллюзию, а вы... Не патриот, не патриот вы, батенька. Сам ВВ (в смысле, царь наш батюшка) был растроган и пообещал свято хранить тайну: чье же лицо скрыто умелыми гримерами под тоннами секретного состава и над чьим телом и душой заодно так славно поработали наши, российские (!) компьютерные технологии. "Тайна", правда, стала достоянием широкой общественности задолго до... 
А дальше, если  уже надоела и тема этого фильма, и история Безрукова, можно не читать. 

У меня стойкое ощущение, что это чрезвычайно слабое, вызывающее на каждом шагу вопросы самого разного порядка произведение в истории останется. По нему можно судить обо всем, чем знамениты наши с вами текущие дни. В том числе и о начале апокалипсиса, который, думается мне, сейчас находится лишь в зачатии. Но у нас ведь, сами знаете, хоть и суровая зима, а растет все как на дрожжах, словно мы живем где-то в тропиках. В тропиках, правда, царствует природа, а у нас... У нас разрастается и принимает чудовищные формы обыкновенная паранойя. Синдром этот, что характерно, настигает обычно тех, кто обладает деньгами и возможностями. Ну, мы наблюдаем это... Свято обещавший хранить "тайну" каждый день снабжает профессионалов в области психиатрии материалом для диссертаций. Ну, да и шут с ним совсем,  в конце концов! О другом хочу сказать.

Одна из главных причин, по которым, как мне думается, фильм этот будет пересматриваться, - метаморфозы, происходящие в творческой жизни Сергея Безрукова. Эволюция, произошедшая с ним за почти два десятилетия, аналогов, пожалуй, не имеет. Причудливость метаморфоз объясняется во многом уникальной одаренностью этого артиста. Слава богу, случается иногда так, что совпадают друг с другом звезды на небе и обстоятельства. Так случилось и тут. 

Актерская природа Безрукова, тайна этой природы, на мой взгляд, перекликается со свойствами таланта Андрея Миронова. Могу лично засвидетельствовать, что в какие-то моменты спектакля присутствующие забывали о времени, о себе, о своих делах. Происходило полное погружение в происходящее. Начиналось своеобразное "чтение между строк" - когда, артист, всецело владея залом, но обретая при этом величайшую свободу, мог поведать нам все, что хотел. Все  смыслы и планы вдруг разом высвечивались. Вот эта удивительная и прекрасная загадка личности, которая одна только и есть исток всего, присуща и Сергею. 

Его чудесные сценические работы... В "Последних" Горького, в "На всякого мудреца довольно простоты" Островского, в "Старом квартале" Уильямса... Да, Андрей Житинкин быстро разгадал, на каком поле оказался и сделал с Сергеем спектакль "Псих", а потом - упомянутый "Старый квартал". И там, где, казалось бы, на языке могли вертеться определенные вопросы и сомнения, они, конечно, были, но как-то затушевывались, поскольку интересен был человек, и не было времени строить какие-то предположения по поводу выбора материала, подтекста и т.д. 
Одна из вех в творческой биографии Безрукова - программа "Куклы" на телевидении. Там определенно существовала какая-то магия! Пародия - дело очень живое. Это искусство, раскрывающее для артиста перспективы небывалые, но требующее филигранности и точности. Не просто схватить некую внешнюю черту, но - перевоплотиться, не бояться раствориться в образе, не тормозить себя, не осторожничать! Это блестяще делал Безруков. Он возводил это свое "хулиганство", как сам говорил, в такую степень, что там, на этой своей личной территории, мог делать с нами все, что хотел. Делал он это и в Есенине. Там он тоже каким-то непостижимым образом заставлял безоговорочно верить в то, что через него будто говорит сам поэт. Это была самая суть Есенина! 

Сомнения начали закрадываться в мой бренный мозг на спектакле "Пушкин"... Может быть, не стоило смотреть ту премьеру... Почти пятичасовое действие - сырое и аморфное. Да еще и пафосное выступление перед началом, перед занавесом, отца... Безруков-старший вынул из кармана мобильный телефон и, подняв его над головой, показывая его присутствующим, произнес: "Надеюсь, все знают, как это выглядит. Так вот, я обещал сыну, что это звонить не будет!" Зерна сомнений были посеяны. 

Ну, а дальше, к сожалению, зерна проросли. Дальше историю Сергея все знают. "Бригада", "Участок", новый телевизионный "Есенин" и тот же "Пушкин", где мне, например, почему-то не давали покоя наклеенные бакенбарды. Я все смотрела и старалась понять, сколько времени уходило на грим, на приклеивание этих несчастных бакенбардов и на замазывание лица темным тональным кремом... Куда-то девалась жизнь...

И вот, "Высоцкий. Спасибо, что живой!" По-моему, это некий финал. Апофеоз отсутствия жизни. Но, вопреки закону, когда на место замученного и задавленного на сцену выступает аморфное, примитивное и безвкусное, здесь нет явного торжества абсолютно ни одной полярной, противоположной истории. Думаю, что производственный процесс этой картины был сродни аду. Это буквально кричит в каждом эпизоде. Взаимное раздражение оттого, что не отрабатываются деньги, что все тянется так долго, что меняются режиссеры, что не склеивается и не сводится на компьютере залепленное и изуродованное лицо артиста и его тело... И что, в конце концов (уж будем честны!) это не Высоцкий! Есенин - да, был! Высоцкого - нет! 

Я не знаю, что чувствует по поводу всего этого сам Безруков. Нет, что он говорит на публику, я слышала, но... Не могу поверить, что все настолько изменилось и так безнадежно кануло. 

Так что посмотрим сегодня... И, может быть, еще обсудим?



Tags: Кино, Народ, Персоны, Страна
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments